Наверняка вы что-то такое слышали про обучение на основе флеш-карточек. А может быть, сами практикуете использование таких карт?
Оказывается, этой технологии уже более 40 лет. И называется она красиво — «метод интервальных повторений». Её придумщик — немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер.
В чём суть? Так называемые флэш-карточки сортируются в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на них.
Например, при изучении иностранного языка школьник пытается вспомнить значение слова, написанного на флэш-карточке (с одной стороны — слово, с другой — перевод). Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается назад, в первую группу. Каждая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Считается, что так усвоение информации происходит быстрее и эффективнее.
Конечно, такой метод чаще всего используется для изучения иностранного языка, но можно использовать и для запоминания другой информации, например при изучении словарных слов на уроках русского языка.
Вот мой небольшой пример с флэш-карточками на орфографическую тему (можно нажать на ссылку или щёлкнуть по картинке).
Смастерила я их с помощью сервиса Brainscape. Это довольно большой серьёзный сервис с разными тарифными планами. Коллекцией карточек можно поделиться (что я сейчас и сделала). Но для того, чтобы поработать с этой коллекцией, придётся зарегистрироваться.
Регистрация
Карточки можно создавать со смартфона, но удобнее все-таки пользоваться веб-версией. Заходим на сайт Brainscape и нажимаем «Make Flaschcards» или «Get Started».
Теперь заполняем форму регистрации. Надо указать имя, фамилию, адрес электронной почты и придумать пароль. Обязательно соглашаемся с правилами сайта (Accept Terms) и нажимаем на кнопку «Register».
Спустя какое-то время на почту должно прийти письмо для подтверждения регистрации. Нужно нажать на синюю кнопку «Confirm Email».
Дальше нужно ответить на вопрос: «С чего бы Вы хотели начать?» Конечно, создать карточки!
Как создать карточки?
Дальше события будут разворачиваться по принципу «матрёшки». Сначала надо создать себе класс, потом внутри класса коллекцию, а уже потом внутри коллекции, так и быть, можно создать свою первую флэш-карточку.
Извилистый путь, но мы ведь трудностей не боимся? Итак, начинаем с создания класса.
Сразу после регистрации всплывает окошко под названием «Create New Class». Пока ничего страшного — надо придумать название классу. Например, вписать в окошко название своего предмета. Нажимаем «Continue».
Определяем свою роль в классе — учитель.
И выбираем цель, с которой будет создан класс. Самый подходящий вариант — школа / университет, но есть и другие.
Теперь мы оказались внутри класса. Создаём коллекцию флэш-карточек, для этого надо нажать «Create New Deck».
Как название коллекции можно написать тему, которой посвящены карточки. Снова нажимаем «Continue».
И вот теперь уже наконец можно создать свою первую флэш-карточку. Для этого нажимаем на кнопку «Add Cards».
Конструктор для создания карточек очень простой. Сверху — вопрос (лицевая сторона карточки), а справа — ответ (оборотная сторона).
В бесплатном тарифе карточки можно сделать только текстовыми. Если нужно поместить на карточки изображения или звук, то за это придётся доплатить. Чтобы добавить новую карточку, нажимаем «+». Чтобы сохранить её, жмём «Save».
Нажав на значок с тремя точками вверху, мы откроем ещё несколько дополнительных опций.
Предварительный просмотр созданного набора открывается во вкладке «Browse Deck».
Дополнительные возможности
Возвращаемся обратно — нажимаем на название класса на левой панели инструментов.
На этой страничке можно для класса выбрать иконку, получить ссылку на созданный класс.
Если нажать на значок с тремя точками, откроется дополнительное меню. Правда, бесплатных возможностей в нём немного: можно переименовать класс, удалить его и просмотреть страницу класса так, как её будут видеть другие пользователи.
Если в классе собрано несколько коллекций карточек, можно настроить порядок их изучения: по порядку (пока ученик не освоит все карточки из первого набора, перейти ко второму не сможет) и в случайном порядке (показывать ученику карточки из разных наборов).
Чтобы создать новый класс, нажимаем на значок «+» слева (Create New Class).
Можно получить прямую ссылку на класс и опубликовать её на сайте, в блоге или в соцсетях, чтобы все желающие смогли присоединиться к классу и «поиграть» в карточки. Для этого нажимаем «Share» и выбираем опцию «Generate Link». А если мы хотим пригласить коллег для совместной работы, то нам понадобится другая кнопка — «Share by e-mail address».
Это окошко для получения обычной ссылки.
А это окошко для рассылки по электронной почте. Можно пригласить к изучению карточек, к их редактированию и администрированию (администратор может редактировать карточки и создавать / удалять классы).
Но вернёмся обратно в рабочий кабинет. Напротив названия коллекции карточек тоже несколько интересных кнопок.
Нажимая их, можно устроить предварительный просмотр коллекции, вернуться к редактированию карточек, изменить название набора или вообще его удалить.
А можно сразу перейти к изучению созданных флеш-карточек, то есть протестировать своё детище.
А можно получить прямую ссылку прямо на коллекцию карточек? Можно, только придётся постараться. Сначала открываем меню в созданном классе (кнопка с тремя точками) и выбираем опцию «Preview Publick Class Page».
На открывшейся странице находим нужный набор карточек и нажимаем на синюю стрелку справа, чтобы открыть его для предварительного просмотра. Готовую ссылку можно будет скопировать из строки браузера вверху.
Просмотреть карточки можно без регистрации. А чтобы поработать с ними, нужно будет нажать «Study These Flashcards» и зарегистрироваться в сервисе.
Как работают ученики?
Ученики получают ссылку на класс, проходят по этой ссылке и регистрируются в сервисе. Они находят нужный набор карточек и приступают к его изучению.
Открывают первую карточку и мысленно отвечают на вопрос. Затем можно перевернуть карточку и узнать правильный ответ. Для этого нужно нажать «Reveal Answer».
После этого нужно самому себя оценить, насколько хорошо знаешь ответ на вопрос — по шкале от 1 до 5: 1 — не знаешь совсем, 5 — прекрасно знаешь. Если пользователь неуверенно отвечает, то сервис автоматически добавляет еще несколько раз такие карточки для закрепления. И это будет продолжаться до тех пор, пока ученик не станет в своих ответах увереннее.
А в это время слева отображается ход работы с карточками — в виде импровизированного спидометра с цветными отсечками.
Во вкладке «Overal» участник может посмотреть статистику своих результатов в работе с карточками.
А если он нажмёт на значок с «шестерёнкой», то может отвечать на вопросы в случайном порядке: для этого надо всего-навсего перемешать карточки.
Работать с карточками ученики могут на компьютере, планшете и даже смартфоне (Android, iOS).
Вот только учитель, к сожалению, статистику своих учеников просмотреть не сможет: это платная опция. Единственное, что можно увидеть — это список пользователей, присоединившихся к классу и работающих с флеш-карточками: он отображается во вкладке «Learners».