Вы знакомы с домашними квестами? Суть проста: в квартире прячется подарок, его надо найти по цепочке подсказок. Первую подсказку ребёнок получает от взрослого, в ней зашифровано место второй подсказки — например, диван. В диване лежит вторая подсказка, которая ведёт к холодильнику, и так далее. В итоге ребёнок находит подарок.

Такой квест можно сделать самостоятельно, а можно использовать онлайн-конструктор «Квестодел». Буквально за пару кликов он проложит маршрут поиска и сделает все подсказки. Нам останется их только распечатать и разложить по дому.

Кроме того, в «Квестоделе» есть возможность создавать онлайн-квесты, когда разгадываемое слово — это не место, а пароль для следующего задания. Задача игроков — выполнить все задания квеста и угадать все загаданные слова.

Сервис бесплатный, не требует регистрации и очень прост в использовании. Смотрим, как он работает.

Приступаем к созданию квеста. Загадки и шифры

Заходим на сайт сервиса и сразу же приступаем к разработке квеста. Для начала выбираем, в каком виде должны быть головоломки квеста: распечатанные на листочках (Квест с распечаткой) или отображаемые на экране компьютера (Квест без распечатки).

В первом случае мы получим небольшие записки с головоломками, которые нужно будет спрятать под загадываемые предметы. Во втором случае — скачаем html-файл с заданиями, которые нужно будет решать на компьютере. Если в первом случае можно загадать предметы, которые есть в игровой комнате, то в случае с веб-квестом загадываемые слова могут быть какими угодно. 

Так выглядит квест с распечаткой — его можно скачать на ПК в формате PDF.

А мы попробуем создать веб-квест без распечатки. Выбираем вариант, при котором разгадываемое слово будет паролем для перехода к следующему заданию.

Дальше выбираем уровень сложности (возраст детей, которым адресован квест).

В поле «Записка» вписываем пояснительный или приветственный текст для игроков. Можно использовать готовый вариант или написать свой.

Квест можно сгенерировать автоматически, нажав на соответствующую кнопку. Но интереснее всё же сделать всё самостоятельно. Чем мы и займёмся.

В разделе «1-я подсказка» записываем «секретное слово» (это то слово, которое нужно будет разгадать игроку). В поле «Задание для 1-й подсказки» выбираем способ, которым это слово будет зашифровано. Способов довольно много:

  • шифры
  • коды
  • координаты
  • путеводитель
  • ребус
  • кроссворд
  • лабиринт
  • перемешивание
  • искажение
  • лишнее
  • линии
  • загадка

Давайте я немного расскажу о каждом способе. 

Самый простой вариант — это загадка: вписываем слово, а сервис из своих «запасов» извлекает подходящую загадку. если загадки нет, он предлагает придумать и вписать её самостоятельно.

Следующий способ — шифр. Шифры преобразовывают текст по определённому алгоритму. Для его расшифровки используется специальный ключ.

В квесте каждому шифру (кроме очень простых) в задании даётся его описание, в котором указано, что нужно делать для расшифровки. Шифров предлагается довольно много — на любой вкус.

Значковый шифр — это простой шифр, заменяющий буквы на значки. Узнать, какой символ обозначает какую букву можно, используя таблицу со значками и буквами (ключ). 

В качестве значков используются специальные символы, звёздочки, стрелки, кракозябры (это символы, которые часто появляются при неправильной кодировке текста), руны, а также смайлики.

Шифр А1Я33 заменяет буквы алфавита их порядковыми номерами: А — 1, Б — 2, В — 3 и так далее.

Клавиатурный шифр имеет два уровня сложности. На первом уровне шифр заменяет каждую русскую букву на английскую, расположенную с ней на одной и той же клавише («й» — это «q», «ц» — «w», «у» — «e» и т.д.). 

На втором уровне сложности шифр заменяет каждую букву на месторасположение клавиши с этой буквой на клавиатуре. В качестве месторасположения указывается ряд и порядковый номер клавиши в этом ряду. По умолчанию учитываются все стандартные клавиши на клавиатуре, то есть отсчёт начинается с клавиши «Esc» («й» — это «3-2» (в 3-м ряду 2-я клавиша), «а» — «4-5» (в 4-м ряду 5-я клавиша) и т.д.).

Шифр Цезаря каждую букву текста заменяет на другую букву, находящуюся правее от неё на некоторое числе позиций в алфавите. Количество таких позиций (сдвигов) — это ключ к шифру. Например, при ключе 1 буква А становится буквой Б, а буква Б — буквой В и так далее. В настройках можно указать количество позиций, на которое сдвигаются буквы в алфавите.

Шифр Гронсфельда тоже каждую букву текста заменяет другой буквой, находящейся правее от неё на некоторое числе позиций в алфавите. В отличие от шифра Цезаря, у этого шифра каждая буква имеет своё собственное количество позиций для сдвига, которое определяется соответствующей цифрой в ключе. Например, слово «СТОЛ» при ключе «2531» будет зашифровано как «УЧСМ». 

Шифр Виженера тоже каждую букву текста заменяет другой буквой, находящейся правее от неё на некоторое числе позиций в алфавите.  Однако для ключа используются уже не цифры, а буквы. Каждой букве шифруемого текста соответствует буква ключа под тем же порядковым номером. 

Для шифрования используется таблица Виженера. В самой верхней строке таблицы ищется буква шифруемого текста, а в самом левом столбце – соответствующая буква ключа. На их пересечении и находится буква, заменяющая букву исходного текста.

Шифр Тритемиуса каждую букву текста заменяет другой буквой, находящейся от неё правее на некоторое числе позиций в алфавите. При этом число таких позиций (сдвигов) для каждой буквы шифруемого текста своё и определяется какой-либо функцией (математическим выражением).

Квадрат Полибия может заполнятся буквами в произвольном или алфавитном порядке. Самый простой способ шифрования с его помощью — каждая буква текста шифруется буквой, которая находится в квадрате в том же столбце, но на строчку ниже.

Шифр с паролем формирует дополнительный алфавит для шифрования, в котором изменяет порядок расположения букв в алфавите. Для расшифровки шифротекста нужно составить дополнительный алфавит с помощью слова-пароля и соотнести каждую букву шифротекста из этого алфавита с соответствующей буквой из обычного алфавита. 

Календарный шифр заменяет каждую букву текста на день недели какого-либо месяца, согласно порядковому номеру этой буквы в алфавите. Соответствующий месяц в году и есть ключ к шифру.

Шифр Атбаш формирует дополнительный алфавит для шифрования в котором ставит буквы алфавита задом наперёд, то есть меняет местами первую и последнюю буквы алфавита (А и Я), вторую и предпоследнюю (Б и Ю) и так далее (В и Э, Г и Ь, Д и Ы…).

Тарабарская грамота меняет местами согласные буквы следующим образом:
Б ⇄ Щ, В ⇄ Ш, Г ⇄ Ч, Д ⇄ Ц, Ж ⇄ Х, З ⇄ Ф, К ⇄ Т, Л ⇄ С, М ⇄ Р, Н ⇄ П. Гласные буквы при этом остаются неизменными.

Решётка — это простая шифровка, заменяющая буквы на элементы решётки. Узнать, какой элемент обозначает какую букву, можно используя решётку с буквами (ключ).

Зодиаки — это шифровка, заменяющая буквы на знаки зодиаков (1 уровень сложности), либо на даты, соответствующие этим знакам (2 уровень сложности), либо на имена знаменитых людей, родившихся под этими знаками (3 уровень сложности).

Более подробно обо всех способах шифровки можно прочитать в инструкции от создателей сервиса.

Другие способы шифрования

А как ещё можно зашифровать слово? Например, использовать коды. В этих заданиях слова кодируются с помощью всемирно известных кодов: азбуки Морзе, флажной сигнализации, шрифта Брайля, семафорной азбуки или двоичного кода.

Ещё один способ шифрования — «Координаты». Буквы зашифрованы символами, содержащими в себе координаты по оси X и по оси Y. Как правило, в качестве координатной плоскости выступает таблица с буквами в её ячейках. При этом ось X – это самая верхняя строка таблицы, а ось Y – самый левый её столбец. В этих строке и столбце нужно найти ячейки с координатами. На их пересечении и будет находится ячейка с нужной буквой.

В шифровании «Буквы и числа» каждой букве соответствует буква и число из верхней строки и левого столбца таблицы. Нужная буква находится на их пересечении. Это одно из самых лёгких заданий.

В шифровании «Часы» каждой букве соответствует своё, указанное на часах, время (часы и минуты). С помощью таблицы можно узнать зашифрованную букву.

В шифровании «Фигуры и узоры» каждой букве соответствует определённая фигура с определённым узором внутри, или две фигуры, наложенные одна на другую, или два, соединённых вместе узора. Чтобы определить, какая это буква, нужно найти в таблице соответствующие фигуру (узор) из верхней строки и фигуру (узор) из левого столбца и посмотреть, на какой ячейке они пересекаются.

В задании «Числа» каждая буква представлена в виде какого-либо числа. Это число является суммой, разностью, множителем или отношением, которые получаются при сложении, вычитании, умножении или делении определённых чисел из самой верхней строки и самого левого столбца таблицы. На пересечении этих чисел из таблицы и находится нужная буква.

Шифровка «Абсцисса и ордината» — тоже для любителей математики.  Поиск каждой буквы зашифрованного текста осущестляется по Декартовой системе координат (с помощью оси Абсцисс и оси Ординат).

В заданиях из цикла «Путеводитель», чтобы разгадать слово, нужно рисовать по стрелкам или просто следовать по указанным направлениям.

О ребусах и кроссвордах, наверное, можно подробно не рассказывать — это всем знакомые задания.

Поговорим лучше о задании «Лабиринт». По всему лабиринту разбросано множество букв. Буквы, которые  составляют зашифрованное слово, находятся только на верном пути по лабиринту. Пройдя лабиринт (сверху вниз) и собрав по порядку все буквы, это слово можно будет прочить.

В заданиях «Перемешивание» буквы перемешаны или отображаются не так, как нужно. Что бы разгадать слово, нужно расставить по порядку все буквы.

В заданиях «Искажение» внешний вид букв или слов каким-либо образом искажается. Задача состоит в том, чтобы мысленно восстановить их первоначальный внешний вид.

Название «Лишнее» говорит само за себя: в этом задании нужно убрать лишние элементы (слоги, символы, буквы), чтобы получилось нужное слово.

В заданиях «Линии», чтобы угадать слово, нужно пройти по запутанным линиям.

Настройки

Большинство заданий квесте имеют свои уровни сложности. Для изменения сложности используем соответствующий ползунок (Сложность). 

Чтобы изменить задание, например, поменять ребус, нажимаем на кнопку со стрелкой.

У некоторых заданий есть дополнительные настройки. Иногда их изменение тоже может также повлиять на сложность задания.

Чтобы добавить новое секретное слово и зашифровать его, нажимаем на кнопку «Добавить ещё подсказку».

Добавлять подсказки можно практически бесконечно. Если мы решили, что их достаточно, то ставим галочку «Это последняя подсказка». В этой (последней) подсказке указывается место, где будет спрятан подарок. Или поздравительное сообщение тому, кто успешно прошёл весь квест.

Чтобы скачать получившийся квест на ПК в формате html, нажимаем на кнопку «Перейти к скачиванию»

Чтобы посмотреть, что у меня получилось, можно скачать и запустить этот файл.

Генератор ребусов

У сервиса «Квестотел» есть еще один полезный инструмент — «Генератор ребусов». Найти его можно на этой странице

С помощью этого генератора можно автоматически создать ребус, зашифровав слово или фразу на русском языке. В текстовое поле можно вводить только русские буквы, пробелы и тире — не более 30 символов.

При генерации ребуса можно изменять его сложность.  По умолчанию ребус составляется без учёта пробелов, то есть фраза шифруется как единое целое. Можно это изменить и шифровать слова по отдельности. В этом случае каждое новое слово в ребусе будет начинаться с новой строки.

При необходимости можно увеличить или уменьшить максимальную ширину ребуса (холста, на котором он будет нарисован). После создания ребуса можно скачать его как картинку.

И вот такой ребус у меня в итоге получился. Здесь зашифрована одна известная русская пословица.