Дистанционное обучение научило нас, учителей, многим полезным навыкам. Теперь мы умеем проверять домашнее задание по фотографиям, вести уроки через Skype и Zoom, проводить консультации в Viber и, конечно, создавать электронные уроки и публиковать их в Интернете.

А хорошо бы ещё найти такой сервис для публикации учебных материалов, чтобы и просто, и быстро, и понятно! Вариантов множество. Сегодня расскажу об одном простом и эффективном инструменте для создания и публикации электронных уроков. Называется он Blendspace.

Это сервис для визуальной организации учебных материалов. Он позволяет их искать, загружать и хранить, создавать на их основе уроки и делиться ими с коллегами и учениками. Шаблон для урока представляет собой сетку, а каждая ячейки служит для хранения информации различного вида:

· видео;

· изображений;

· ссылок на веб-страницы;

· текстовых документов, таблиц, презентаций.

Преподаватель может создать класс и, получив код, дать своим ученикам доступ к уроку, отслеживать их активность, получать комментарии от учащихся. Также можно встроить урок на страницу сайта или блога.

Вот небольшой пример — моя коллекция учебных материалов к уроку по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».

Регистрация

Заходим на сайт и на стартовой странице нажимаем на синюю кнопку «Sign up» или на жёлтую — «Join free». В дальнейшем для входа на сайт нужна будет кнопка «Login».

Выбираем тип аккаунта — преподаватель (Teacher).

На странице регистрации записываем никнейм, адрес электронной почты, пароль и кликаем по синей кнопке «Sign up». Можно упростить регистрацию, воспользовавшись аккаунтом Google.

Создаём класс

И вот мы в личном кабинете (Dashboard).

Переходим ко второму шагу — создаём свой класс. Сделать это можно в разделе «My Classes».

Придумываем название, выбираем возраст (дошкольники — Pre-shcool, 1-11 классы, другие — Other). Нажимаем на зелёную кнопку «Create Class».

Получилось примерно вот так. Справа — код доступа к классу.

Нажимаем на название класса и открываем его. Здесь есть кнопка для приглашения учащихся в класс.

Нажав на эту кнопку, можно получить не только код, но и ссылку на созданный класс, которые можно рассылать ученикам. С помощью кода они будут регистрироваться в системе и записываться в наш новый класс.

Создаём электронный урок

Открываем вкладку «Lessons», нажимаем «New Lesson» или «Create a lesson» и переходим на страницу, на которой будем создавать конспект мультимедийного урока. А проще говоря — размещать учебные материалы.

Придумываем название урока и нажимаем «ОК».

И вот на экране — сетка, в которой каждая ячейки служит для хранения информации: видео, изображений, ссылок и файлов. Эту информацию в сетку можно загружать двумя способами: через встроенные средства поиска из правой панели (из Google, YouTube, Flickr, Dropbox) или с компьютера.

В самой сетке предусмотрено добавление текстов (Add Text) и небольших викторин-тестов (Add Quiz).

Чтобы добавить текст, кликаем по иконке с большой буквой «А» (Add Text). Откроется новое окно для ввода текста с различными функциями редактирования.

Вписываем или вставляем в это поле нужный текст. Чтобы сохранить написанное, нажимаем синюю кнопку «Done» в нижнем правом углу.

Чтобы добавить тест, кликаем по иконке «Add Quiz». В новом окне под цифрой 1 вводим вопрос и добавляем варианты ответов. Изначально даны две строки для ответов. Если нажать на «+Add Answer», можно добавить ещё варианты ответов.

Не забываем отметить верный вариант ответа в кружочке слева от него. Можно добавить вопросы, нажав на знак «+Add Question». Чтобы сохранить викторину, нажимаем «Done» в нижнем правом углу.

Давайте присмотримся к панели инструментов справа. С её помощью тоже можно добавлять контент в мультимедийный урок.

Сначала загружаем контент на правую панель, а затем «мышью» переносим его в нужную яяейку таблицы (электронного урока).

Вторая кнопка сверху помогает найти и добавить в коллекцию ролики из  YouTube. Искать можно и на русском, и на английском языке, а ещё лучше — с помощью ссылки на видео.

Поиск Google работает без проблем: находит сайты и статьи по ключевому слову. Вот только поисковый запрос лучше формулировать на английском языке.

То же самое с поиском картинок. Запрос лучше принимаетсяна языке Шекспира. Можно искать через «Google Картинки», а можно загружать из хранилища Flicr.

Самый простой способ вставить в урок материалы из Интернета — добавить их по ссылке. У меня так получилось пристроить викторину из Google Forms.

Но тут, что называется, смотреть надо. Не ко всем ссылкам сервис одинаково доброжелателен. Некоторые ресурсы он не находит. С чем это связано, так и осталось для меня загадкой.

Чуть ниже —  две кнопки, которые отвечают за подключение материалов с Google Диска и из хранилища Dropbox.  

И наконец, самая волшебная кнопка — для загрузки файлов с компьютера. Просто выбираем любой файл, загружаем его на правую панель, а затем «мышью» переносим в любую клетку. Объём файла — не более 100 Mb.

Последняя (нижняя) кнопка на панели инструментов называется «Settings» (Настройки). С её помощью можно разрешить комментирование урока и просмотреть статистику (комментарии, «лайки», ответы на вопросы викторины).

Любую ячейку можно редактировать. Наводим «мышку» на нужную ячейку, и перед нами возникают значки «корзинка» и «карандаш». Они нужны, чтобы удалять и редактировать материалы. Кроме того, слева появится знак «+». Кликнув по нему, можно добавить новую ячейку. Все ячейки можно менять местами с помощью «мыши».

В заключение можно выбрать категорию и учебный предмет для своего урока. Нажимаем на кнопку «Subject» и в появившемся меню выбираем нужный предмет. Если ничего из списка не подошло, жмём «Other».

Получившийся урок можно посмотреть с помощью кнопки «Play», а все текстовые материалы из него — ещё и распечатать (кнопка «Print»).

Публикация

Чтобы поделиться своей разработкой, нажимаем на кнопку «Share».

По умолчанию созданный урок сохранится в том классе, который мы создали в самом начале работы. Можно получить ссылку на созданную работу (Lesson Link), код для встраивания (Embed) и QR-код или поделиться наработкой в соцсетях.

В разделе «Share» ещё много всего интересного. Например, во вкладке «Privacy» можно настроить доступ к электронному уроку. Можно сделать его доступным только для себя (Only Me), для всех (Anyone) или только для тех, у кого есть ссылка или код доступа, и для учеников (Only people with the link and my students).

Можно также ограничить возможность копирования урока другими преподавателями. Они смогут копировать все ресурсы (All Resources), только общедоступные ресурсы (Only public resources (exclude Google, Uploads and Dropbox resources), а ещё можно полностью запретить копирование (None).

Совместная работа

В этом же разделе «Share» прячется ещё одна интересная опция — «Collaborate». Это возможность пригласить коллег и соавторов для совместной работы над уроком.

Пригласить к работе можно двумя способами: отправить приглашение по электронной почте или выслать ссылку на созданный урок. Соавтор тоже должен будет зарегистрироваться в сервисе.

Функция совместной работы открывает почти неограниченные возможности для творчества! Можно организовать совместные проекты с учениками, да и они сами могут работать в группах, собирая материал по теме исследовательской работы. Кстати, об учениках…

А что ученики?

Ученики получают от учителя код для присоединения к классу. Они заходят на главную страницу сервиса и тоже проходят регистрацию. Тип аккаунта — Student.

После регистрации они присоединяются к классу, нажав в рабочем кабинете «Join Class».

Теперь ученики получают доступ к электронному уроку. Они могут просматривать материалы, «лайкать» то, что понравилось, и оставлять комментарии (кнопки «Лайк» и «Стрелка»).

Учитель может просматривать действия учеников у себя в личном кабинете. Для этого нажимаем кнопку «More» справа от названия урока и выбираем в выпадающем меню строку «Track».

Список учеников, присоединившихся к классу, можно просмотреть во вкладке «Classes».