Ментальная карта — это способ представить информацию в виде схемы: на ней «изображаются» слова, идеи, основные понятия, связанные «ветвями», отходящими от центральной идеи.
Предлагаю протестировать один из сервисов для создания таких карт — под названием SpiderScribe.
Вот такая карта получилась у меня. Она посвящена Дню славянской письменности и культуры. В работу я добавила тексты, фото, календарь и карту Google.
Можно перейти по ссылке или щёлкнуть по картинке.
Регистрация
Заходим на сайт сервиса и регистрируемся, чтобы начать работу. Для этого нажимаем на кнопку «Sign Up». Если аккаунт в сервисе уже создан, нажимаем на кнопку «Login».
Выбираем бесплатный тарифный план для некоммерческого использования. Для этого нажимаем на надпись «Personal plan».
Бесплатно сервис даёт возможность создавать неограниченное количество ментальных карт, скачивать их на ПК и распечатывать. Для загрузки картинок и других файлов даётся 3 Mb свободного пространства.
Указываем имя (никнейм), адрес электронной почты, придумываем и подтверждаем пароль. Нажимаем на кнопку «Create my account».
И вот мы оказываемся в личном кабинете. Чтобы создать ментальную карту, нажимаем на синюю кнопку «+ New» и выбираем «Map».
Создание ментальной карты
Придумываем название карте и нажимаем «Create».
Открывается пустое рабочее поле, на котором будем размещать информацию. Порядок работы может быть такой: создаём несколько блоков на рабочем поле, а затем соединяем их линиями.
Слева находятся инструменты для добавления блоков. С их помощью на ментальной карте можно разместить текстовый блок, прикрепить документ (текст, Excel или PDF), изображение с ПК, календарь и Google-карту.
Чтобы добавить новый блок, «мышью» переносим его на рабочее поле и устанавливаем в нужном месте.
Добавляя текстовый блок, можно прикрепить к нему ссылку: нажимаем на значок с «цепочкой», вставляем ссылку и нажимаем на «галочку».
Рядом с блоком появится окошко для дополнительного форматирования (Properties). С его помощью можно измаеть цвет фона блока, выбрать толщину линий, шрифт, цвет и начертание букв.
В дальнейшем это окошко будет скрываться в правом углу под кнопкой с буквой А. Редактировать можно любой блок, не только текстовый.
Документы и изображения добавляются похожим образом: выносим «мышкой» блок на рабочий стол и дальше нажимаем либо на кнопку «Upload file» (загрузка текстового документа или PDF), либо на кнопку «Upload image» (загрузка изображения).
Чтобы добавить на карту календарь, выносим нужный блок «мышкой» на рабочее поле, щелкаем по дате и исправляем её на нужную, выбирая число, месяц и год из календаря.
К календарю можно добавить небольшое текстовое пояснение — в поле «enter notes».
Чтобы добавить карту, выносим нужный блок в рабочее поле, в поисковую строку под картой вписываем место (населенный пункт, адрес) и нажимаем на клавиатуре «Enter».
Все блоки можно передвигать по рабочему полю «мышкой». Чтобы изменить размер блока, нужно потянуть за его правый нижний угол. Чтобы удалить блок — нажать на значок с крестиком в левом верхнем углу.
Чтобы соединить блоки между собой, щёлкаем по первому из них, наводим курсор на крудок, который появится внизу по центру блока. Кружок превратится в «плюс», от него тянем «мышкой» линию связи к другому блоку. Так соединяем их все между собой.
Если нажать на значок со стрелкой в правом верхнем углу блока, то его можно дублировать или удалить. Для блоков с картинками есть ещё две опции: можно скачать изображение и переименовать его.
Сохранение и публикация
Чтобы скачать полученную карту на ПК, нажимаем вверху на кнопку с изображением страницы и стрелки. Чтобы распечатать работу — на кнопку с изображением принтера.
Если скачиваем карту, то дальше нажимаем на кнопку «Download». Карта сохраняется в формате PNG.
Если распечатываем, то нажимаем на «Print». Карта сохраняется для печати как PDF.
Чтобы получить ссылку на карту и организовать совместную работу, нажимаем вверху на кнопку «Share».
Выбираем уровень доступа в открывшемся окне. Есть три варианта:
- Protected – карта доступна только указанным людям;
- Public with the link – карта доступна тем, у кого есть ссылка;
- Public on internet – карта доступна всем пользователям Интернета.
После этого можно копировать ссылку на работу (Copy link) и закрыть окно (Save).
Чтобы пригласить для работы соавторов, нажимаем внизу «Edit».
Соавторов приглашаем по электронной почте: вписываем адрес, выбираем роль соавтора (редактор или зритель) и нажимаем «Save».
Соавтор получит письмо с приглашением и ссылкой. Перейдя по ней и зарегистрировавшись, он сможет тоже приступить к работе.
Осталось рассказать, что если нажать на значок с тремя точками вверху справа, то созданную карту можно переименовать, дублировать или удалить.