Викторины, кроссворды, ребусы, пазлы… Об этих играх и развлечениях знают все. А знаете ли вы, что такое диалоговый тренажёр?

За таким строгим названием скрывается очень интересное занятие. Диалоговый тренажер — это такое интерактивное упражнение, которое имитирует беседу и помогает создавать разные сценарии развития событий. В зависимости от выбранного ответа диалог всякий раз развивается по новому сценарию.

Вот небольшой примерчик такого тренажёра.

Диалоговые тренажеры помогают в образовательном процессе. И неважно, кого именно обучать: школьников, студентов, продавцов, автомехаников.

Вот несколько примеров, как можно использовать диалоговый тренажер в образовании:

  • для проверки знаний (диалоговый тренажёр напоминает викторину);
    для формирования речевых навыков (как отвечать на возражения, чтобы не разозлить собеседника);
  • для развития логического мышления (выбрали одно — получили одни последствия, выбрали другое — и последствия уже другие).

Сервисов и программ для создания таких «игрушек» не так уж и много. Почти все они платные (печалька). Я нашла один сервис с бесплатным тарифом. Называется он Branch Track. В бесплатном аккаунте можно создать интересный диалоговый тренажер, используя почти все возможности сервиса, жалко, что только один. Но мы же можем в случае необходимости завести несколько аккаунтов, не так ли? 🙂

С помощью этого несложного инструмента я довольно быстро создала вот такую викторину-диалоговый тренажёр по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Как Вам такой формат?

Регистрация

Для начала, как всегда, зарегистрируемся. Заходим на сайт и нажимаем «Sign up». В дальнейшем для того, чтобы зайти в свой личный кабинет, понадобится кнопка «Sign in».

Форма для регистрации достаточно подробная: надо указать не только адрес электронной почты, имя, фамилию и пароль, но и назвать организацию и профессию.

При этом обязательно выставить «галочки» напротив двух надписей: «I agree with Terms of Service» и «I agree with Privacy Policy» (без этого регистрация не состоится). Ответы можно вписывать не только по-английски, но и по-русски, так как создатели сервиса — наши, русскоязычные, программисты.

Заглядываем в почтовый ящик. Там уже нас поджидает письмо от создателей сервиса с просьбой подтвердить аккаунт. Нажимаем на кнопку «Verify email».

И снова оказываемся на сайте Branch Track. Указываем адрес электронной почты и пароль, чтобы попасть в личный кабинет.

Придумываем схему тренажёра

Чтобы создать тренажёр, нужно заранее продумать схему развития событий. У каждого вопроса или задания в тренажёре будет минимум два ответа (обычно — правильный и неправильный).

При выборе одного варианта задаётся один вопрос, при выборе второго — совершенно другой. Далее задания ещё более разветвляются, и так можно создавать бесконечную викторину, превращая её сценарий в «ветвистое дерево».

По сути нужно создать что-то наподобие алгоритма со стрелочками. Например, вот такую схему можно легко превратить в диалоговый тренажёр.

Я рисовала свой будущий шедевр по старинке — на листе бумаге. В результате получилось вот это.

Осталось перевести все эти задумки в цифровой формат.

Создаём игровой диалог

В личном кабинете нажимаем на кнопку «Create a simulation».

На выбор есть несколько шаблонов, на основе которых можно создать свою первую игру: про пожарную безопасность, приём на работу и проблемы с кредитной картой. Но мы начнём, пожалуй, с «чистого листа».

Открывается чёрное рабочее поле, на котором мы будем размещать фрагменты нашей игры или викторины. Можно её, кстати, сразу озаглавить.

Дважды кликаем по чёрному полю — появляется первая сцена, ещё два раза кликаем по ней — открывается окошко для редактирования.

Здесь мы вписываем в нужные окошки вопрос и варианты ответа на него или описываем ситуацию и даём несколько моделей поведения в ней.

Теперь нужно сделать переход к новом сцене. Напротив каждого ответа есть жёлтый значок в виде цепочки, который называется «Drag to link». Нажимаем на этот значок и дальше мышью «тянем» его на игровое поле. Ловкость рук — и новая сцена готова! Она связана с первым вариантом ответа.

Точно так же «вытягиваем» новую сцену для второго варианта и начинаем «ветвить» сюжет. Для удобства каждая сцена нумеруется. Над стартовой сценой появляется флажок.

На этой картинке видно, что вариант ответа «Снежная королева» приводит к сцене № 5. Что означает жёлтый значок с вопросительным знаком наверху? Это значит, что сцена не завершена: в ней есть варианты ответа, но они не связаны с другими сценами. Надо исправить!

Сервис чётко следит за «ветками» нашей истории и предупреждает, если какой-то сюжет остался без логического завершения. И это очень удобно!

Кстати, можно связать два уже существующих отдельно друг от друга эпизода. Для этого «мышью» перетягиваем значок с «цепочкой» от одной сценки к другой.

Если навести указатель мыши на любую сцену, сервис тут же покажет все соединения, которые у неё есть.

Оформляем сцены

Теперь смотрим на значки слева рядом с окошком редактирования сцены. Они нужны для дополнительного оформления. Нажимаем все по очереди сверху вниз. И начинаем с кнопки «Edit» с тремя горизонтальными линиями.

Вкладка с буквой «А» отвечает за оформление контента. Во-первых, здесь можно добавить обратную связь. Она будет появляться перед вопросом и комментировпать предыдущий выбор игрока. 

Раздел со смайликами поможет добавить эмоцию к сцене. Если предыдущий ответ был неправильный, можно выбрать грустный смайлик, а если верный — весёленький. По умолчанию во всех сценах смайлики «normal».

«Scene score» — это баллы участника, которые он набрал или потерял за ответ на предыдущий вопрос. В окошечко вписываем любые цифры от 1 до 999 со значками «+» или «-«. Например, если ответ на предыдущий вопрос был правильный, ставим «+1».

Цветом можно промаркировать «правильные» и «неправильные» сценки. Если предыдущий ответ был неверным, сцену можно перекрасить в красный цвет, а если правильным, — в зеленый. Это создано для удобства автора викторины. «Окраску» сцен участники не увидят. По умолчанию все сцены одинаковые — черно-серые.

Сцену можно проиграть, удалить и превратить в открытый вопрос, когда игрок будет вписывать свой вариант ответа в предложенное окно (об открытых вопросах подробнее — в последней главе этого обзора).

Вкладка «Characters» поможет выбрать персонажа для викторины. Он будет задавать вопросы и подкидывать ситуации для решения. Можно выбрать любого героя из галереи сервиса. Более того, можно ему «подарить» нужную эмоцию, выбрав из списка смайликов слева. В соответствии с выбранной эмоцией тут же изменится мимика или поза персонажа.

Можно обойтись вообще без главного героя (no characters) или загрузить свою картинку с главным героем (на прозрачном фоне, в формате PNG). По умолчанию выбранный герой будет дублироваться во всех остальных сценах. Но его можно поменять.

Кнопка «Background» добавляет фоновое изображение. Можно выбрать из библиотеки сервиса, можно обойтись вообще без фона (тогда викторина будет на серой подложке) или загрузить свою картинку в формате PNG. По умолчанию выбранный фон будет дублироваться во всех остальных сценах.

В разделе «Comments» можно оставлять текстовые комментарии и заметки к сценкам — для себя или для рецензентов, которых вы можете пригласить к работе над викториной (о рецензентах — чуть ниже).

Полускрытая вкладка с изображением «человечка» может добавить описание сцены или персонажа.

Значок с «корзинкой» удаляет всю сцену целиком.

Так постепенно формируем сюжет нашей игры, добавляя сцену за сценой. В итоге у меня получилась такая «крокозябра».

Прикрепляем дополнительные материалы

Если вы обратили внимание, слева от рабочего поля — ещё один небольшой набор инструментов. Давайте приглядимся к ним получше.

Первая кнопка вверху — со стрелками — открывает главную вкладку со всеми эпизодами викторины. Собственно, в ней мы до этого и работали.

Далее — знакомые нам вкладки с выбором персонажа и фона. Фон и персонаж выбирается сразу для всех сцен. Можно тут же посмотреть, как викторина будет выглядеть в реальности.

Вкладка «Attachment» позволяет добавлять к сценкам дополнительные материалы. Достаточно нажать на значок с «облачком».

В качестве дополнительных материалов можно загружать файлы PDF и изображения (JPG, PNG, GIF) с ограничением размера до 5 МБ. Также можно загружать видео (MP4) с ограничением размера до 64 МБ.

Сначала загружаем все нужные файлы, а затем «мышью» перетягиваем их из списка загрузок в нужные сценки на рабочем поле, при этом нажимаем не на название файла, а тянем значок с «цепочкой».

К одной сценке можно добавить только одно вложение. Зато один и тот же материал можно прикрепить к самым разным сценкам. Удаляется вложение нажатием на значок с «корзинкой».

Вложение будет отображаться в ходе викторины в виде прикреплённого к вопросу файла. Участники могут открыть его в окошке викторины или в отдельной вкладке.

Вкладка с «кисточкой» помогает выбрать цвет для подсветки кнопок выбора.

А кнопка с «шестерёнками» открывает весь список настроек сервиса. По умолчанию почти все они включены. Ситуацию можно исправить, сняв «галочку» напротив нужной опции. Итак…

  • Enable multiple scoring — установить возможность множественной оценки (например, не по одному критерию, а по нескольким); при этом все баллы будут суммироваться вместе.
  • Emotion meter — возможность добавлять эмоции.
  • Animations in the player — анимация элементов сценки (плавное появление).
  • Choice numbers — пронумеровать ответы (если их больше двух).
  • Randomize choice order — перемешать варианты ответов.
  • Show replay button — показать кнопку повтора игры.
  • Show progress bar — показать шкалу прогресса в игре.

Кнопка с «планетой» — для перевода игры на другой язык.

Для этого после создания викторины нужно скачать и открыть файл Excel, который предлагает сервис. Один столбец будет содержать все тексты, которые мы добавили в игру. Другой столбик — пустой, в него можно вписывать перевод текстов на другой язык.

Затем снова загружаем обновленный файл Excel обратно, чтобы перезаписать старый контент — теперь уже с переводом. Вуаля!

Следующая кнопка с изображением речевого облачка — для добавления комментариев к любой сцене.

Если нажать на кнопку «Reviewers», можно пригласить рецензентов, чтобы они оценили созданную работу. Достаточно вписать их электронные адреса в предложенную форму и нажать «Invite».

Можно пригласить столько людей, сколько захотите. Все они получат письмо от BranchTrack с уникальным URL для этой конкретной игры. Они могут просматривать все сцены и оставлять комментарии к ним. Для этого им даже не нужно создавать учетную запись.

Кнопка с изображением микрофона поможет добавить озвучку к каждому вопросу тренажёра и к каждому из вариантов ответа. Для этого заранее нужно озвучить сценки, а затем загрузить файлы в формате MP3 c компьютера, нажав на значок с «облачком». Удаляется файл нажатием на значок «корзинка».

К сожалению, бесплатный аккаунт очень ограничен по продолжительности аудио — не более 5 минут на все сценки в сумме.

Последняя кнопка с изображением «принтера» нужна, чтобы распечатать текст созданного диалогового тренажёра вместе со статистикой правильных и неправильных ответов. Статистику можно получить за весь период работы с тренажёром или выбрать нужный период времени.

Публикация

Чтобы вернуться в рабочий кабинет, закрываем рабочее поле нажатием «крестика» вверху справа. Готовый тренажёр можно опубликовать на странице сайта или блога, можно ещё получить на него прямую ссылку.

Для этого нажимаем на значок с тремя стрелками справа от созданной викторины и выбираем опцию «Deliver».

В следующем окошке обязательно нужно поставить «галочку» напротив «Publish the project». И после этого получаем ссылку и код для встраивания игры на сайты и в блоги.

А что ещё?

А ещё сервис позволяет создать класс и добавить в него диалоговый тренажёр. В этом случае у вас под руками будет список учеников и вы можете отслеживать прогресс каждого. Кроме того, именно в «классе» можно использовать ещё одну опцию сервиса — создание открытых вопросов, ответы на которые участник должен вписать сам. А преподаватель (руководитель класса) может эти ответы проверить вручную.

Но обо всём по порядку. Чтобы создать класс, нажимаем в личном кабинете кнопку «Classes» и далее — «New class».

Теперь выбираем параметры класса. Он может быть публичный: любой пользователь, у которого есть ссылка, может присоединиться к классу, авторизация не требуется. Доступ может открываться только с помощью пароля или только по приглашению руководителя.

Можно пригласить соавторов — руководителей класса (они должны зарегистрироваться), разбить класс на команды и разблокировать тренажёр, чтобы все участники класса могли его комментировать (по умолчанию тренажёр заблокирован). Нажимаем «Continue».

Открывается новое окошко. В центре — красная кнопка для добавления в «класс» викторины, справа — форма для приглашения учеников. Вверху — ссылка на класс.

Нажимаем «Add simulations», выбираем тренажёр и нажимаем «Add». Всё готово!

Для работы в «классе» можно создавать викторины с открытыми вопросами. Как создать такой вопрос?

В викторине создаём новую сценку. Открываем окошко для редактирования и задаём вопрос. А затем во вкладке «Content» выбираем опцию «Convert to a free text scene».

Для работы в «классе» можно создавать викторины с открытыми вопросами. Как создать такой вопрос?

В викторине создаём новую сценку. Открываем окошко для редактирования и задаём вопрос. А затем во вкладке «Content» выбираем опцию «Convert to a free text scene».

Теперь участник викторины вместо вариантов ответа получит окошко для того, чтобы вписать туда развернутый ответ (до 500 знаков). А далее он отсылает своё послание нажатием синей клавиши «Submit and continue».

***
Остаётся добавить, что в бесплатном аккаунте можно создать только один диалоговый тренажёр со 100 МБ вложений и 5 минутами аудиозаписи. А бесплатный класс BranchTrack рассчитан только на 10 мест (хотя количество создаваемых классов не ограничено).