Наверняка читатели блога наслышаны о чат-ботах. Эти виртуальные собеседники помогают пользователям сайта, собирают контакты и информацию о них, а ещё отвечают на типичные вопросы.

Но самое интересное, что чат-ботов можно использовать в школах и библиотеках. Они будут отвечать на вопросы читателей, помогут получить новую информацию, расскажут о мероприятии или выставке.

А мы попробуем с их помощью создать викторину-квест или тест. И для этого воспользуемся несложным русскоязычным сервисом BorisBot.

Регистрация

Открываем сайт сервиса. В правом верхнем углу нажимаем на кнопку «Войти».

Переключаемся на вкладку «Зарегистрироваться» и заполняем предложенную форму.

Сервис переадресует нас в личный кабинет — можно приступать к созданию чат-бота.

Работаем с шаблоном

Нам предложат сразу выбрать шаблон (нажимаем «Применить») или создать чат-бота с нуля (нажимаем «Создать»).

В конструкторе — 28 разных шаблонов. Большая часть из них — для бизнеса, но и есть и «познавательно-образовательные»: квест-бот и тест — проверка знаний. Кстати, появились боты для мероприятий, экскурсий и даже есть бот-«помощник по библиотеке»

Проще всего, конечно, использовать готовый шаблон: нам останется только заменить в блоках текст и иллюстрации (если они есть).

Вот небольшой пример теста.


А это чат-викторина на основе шаблона.

А если начать «с нуля»?

Если начать создавать чат-бота с нуля, то на рабочем столе появится стартовый блок. Для создания первого блока нажимаем на кнопку «Сообщение» и открываем весь список блоков, которые можно использовать.

В конструкторе их около 30 вариантов. Вот некоторые из них, которые помогут в создании теста или викторины:

  • Блок «Открытый текст» — здесь можно рассказать о чём-то, объяснить факт, задать вопрос, на который нужно получить развернутый ответ. Даже если в сообщении нет вопроса, попросите пользователя ответить (например, предложите написать «хорошо»).
  • Блок «Кнопки» (с одним вариантом ответа) — под сообщением чат-бота появляются кнопки, пользователю надо нажать на одну. Только для этого предварительно надо продумать разные варианты развития беседы, в зависимости от того, на какую кнопку нажмёт участник.
  • Блок «Кнопки» (с несколькими вариантами ответов) — позволяет выбрать несколько вариантов ответа. От каждого варианта ответа может идти своя цепочка беседы.
  • Блок «Таймаут» — блок с информацией, который не требует ответа. Его удобно использовать, когда у нас много материала — делим информацию на части и порционно отправляем пользователям.
  • Блок «Оценка» — блок с фиксированными кнопками, которые помогают оценить, например, беседу с чат-ботом. В конструкторе советуют делать переходы с негативных вариантов ответа на открытый вопрос, чтобы узнать причины такой реакции.
  • Блок «Предсказуемый вопрос» — вы задаете вопрос, где нужен правильный ответ (например, сколько будет 2+2), и указываете варианты правильного — «предсказуемого» ответа (4, четыре, будет 4, «=4»). Пользователь не видит вариантов и должен ввести текст вручную. Далее ответ можно маршрутизировать. В образовательных проектах или квестах с помощью такого блока можно загадывать загадки и делать подсказки.
  • Блок «Карусель» — показывает набор картинок с заголовком и описанием, из которых можно что-то выбрать.

Чтобы создать новый блок, нажимаем внизу на голубой значок «+», потом — «Создать блок» и выбираем его тип.

«Переход к блоку» помогает связать несколько блоков между собой: открывается список всех созданных блоков — остаётся только выбрать нужный.

От блоков «Кнопка» / «Кнопки» и «Предсказуемый ответ» от каждого ответа нужно выстраивать свой маршрут.

Так викторина-квест выглядит изнутри. Синие линии между блоками и вариантами ответов показывают, по каким маршрутам будет развиваться сюжет квеста.

Чтобы к каждый вариант ответа связать с новым блоком, нажимаем напротив кнопки знакомый значок с «плюсиком» и выбираем один из вариантов: «Создать блок», «Переход к блоку».

Вариант «Выполнить действие» позволяет начислять баллы за правильные ответы или отнимать за неправильные (в том случае, если создаём тест): для этого выбираем из выпадающего списка опцию «Баллы».

А потом указываем количество баллов и то, отнимать их или прибавлять. От блока «Действие» тоже протягиваем связь к следующему блоку.

И так блок за блоком собираем наш квест или тест.

К блокам можно прикреплять картинки и видеоролики. Для этого в левом верхнем углу блока нажимаем на значок «скрепка» и выбираем один из двух вариантов: «Фаил» (для загрузки картинки или любого другого файла, например, текста) или «Видео». Картинка загружается с ПК, а видео — с YouTube по ссылку, взятой из строки браузера.

Проверки и настройки

Когда чат-бот собран, нужно проверить его — нажимаем «Test» в правом верхнем углу. Всплывёт окно со ссылкой на чат-бот. Начинаем проверку кнопкой «Запустить».

У чат-бота можно менять «внешность»: для этого нажимаем «Настроить дизайн бота». Откроется окно с настройками. Вписываем имя бота, добавляем фон, загружаем аватарку, устанавливаем цвет бота и шрифт текста. Изменения сохраняются автоматически.

Бесплатно можно настроить ботов для веб-сайта, ВКонтакте и Телеграм.

В разделе «Настройка виджета» можно взять код для встраивания бота на страницу сайта или блога: выбираем вариант «Блок на странице».

***

Немного о бесплатном тарифе. Он позволяет создавать неограниченное количество чат-ботов. Единственный недостаток — количество пользователей: одновременно услугами чат-бота может воспользоваться только 20 человек.