Почему бы при показе презентации не использовать смартфоны аудитории и не подключить их к происходящему? Мероприятие должно располагать к живому взаимодействию, а не к показу статичного контента.

Пусть зрители голосуют, принимают участие в опросах и викторинах по теме, задают вопросы спикеру… Такое мероприятие и пролетит незаметно, и вызовет самые положительные эмоции.

Как работает такая интерактивная презентация? Спикер запускает показ на большом экране, а участники присоединяются к презентации или игре с помощью своих смартфонов. Когда спикер перелистывает слайд, он тут же меняется и на мобильных устройствах слушателей. С помощью телефонов зрители могут голосовать, отвечать на вопросы спикера и в свою очередь задавать вопросы оратору.

Как создать такую «живую» презентацию? Для этого можно использовать сервис AhaSlides, который умеет создавать презентации с использованием голосования в режиме реального времени, сеансов вопросов и ответов, викторин и игр.

У сервиса есть бесплатный тариф. Можно создать неограниченное количество презентаций, но, к сожалению, только на 7 участников (читай — на 7 смартфонов). Но можно поделить аудиторию на группы, у каждой из которых будет одно мобильное устройство, и так выйти из положения.

Регистрация

Заходим на сайт сервиса и нажимаем «Приступить» (в правом верхнем углу) или «Начните бесплатно» (в центре).

Теперь заполняем очень простую форму регистрации: указываем имя, адрес электронной почты и пароль. Нажимаем «Sign Up».

Дальше сервис поинтересуется, для каких целей мы будем его использовать. Выбираем один вариант из нескольких: для обучения, для работы, для общения с друзьями или для чего-то другого. 

Я выбрала вариант «Обучение» и в следующем окошке нажала «I’m ready».

Создаём интерактивную презентацию

Мы оказались в личном кабинете, где и будут храниться наши работы. В разделе «Templates» есть шаблоны готовых презентаций и игр. Чтобы просмотреть все варианты, нажимаем «Browse all».

Каждый шаблон можно сначала просмотреть (Demo), а если понравился, тут же использовать (Use).

Но, чтобы посмотреть все возможности сервиса, предлагаю создать презентацию с «нуля».

Для создания новой презентации нажимаем кнопку «+New», а потом «New presentation». Можно импортировать в сервис уже готовую работу в формате .ppt, .pptx или .pdf (Import). Загружаются файлы до 50 Mb и до 100 слайдов.

Если будем создавать презентацию «с нуля», то нужно придумать название и код доступа для нее (вписать любую звуко-буквенную комбинацию на латинице вместо слова «CODE»). Если будем загружать готовую презентацию, то код придумает сервис, а название автоматически скопируется из оригинала.

В центре рабочего поля будет находится редактируемый слайд, слева — миниатюры всех слайдов в презентации. А справа — конструктор слайдов для создания презентации.

Все типы слайдов делятся на три группы:

  • для создания опросов (Question type);
  • для создания викторин / квизов (Quiz and games);
  • для создания контента (Content slide).

В одну презентацию можно встроить любое количество слайдов любого типа. 

Мы попробуем создать презентацию и добавить туда интерактивные опросы.

Начнём с контента. На слайды можно добавить: заголовок, список, QR-код, изображение, видео, документ и Google-слайды.

Если выбрать тип слайда «Heading», то можно добавить к презентации заголовок и подзаголовок. 

В разделе «Customise» можно подредактировать фон слайда, выбрав цвет или поставив вместо фона картинку. Здесь же устанавливается цвет текста. Кстати, этот раздел — одинаковый для всех видов слайдов. А вот раздел «Audio» — платный.

Тип слайда «List» позволяет добавлять списки.

QR-код генерируется автоматически. Его можно поставить в презентацию первым слайдом: он нужен, чтобы зрители могли отсканировать его с помощью мобильных устройств и таким образом присоединиться к просмотру презентации.

Изображение весом до 15 Mb добавляется с компьютера (Upload image). Картинку можно разместить по центру слайда или растянуть на весь экран.

Видео можно вставить c YouTube с помощью ссылки.

Тип слайда под названием «Document» может импортировать слайды из презентации в формате .ppt, .pptx или .pdf — до 100 штук, не более 50 Mb.

Если выбрать тип слайда под названием «Google Slides», то внутрь презентации можно вставить презентацию Google, только для этого её нужно заранее опубликовать в Сети.

В презентации Google Slides выбираем «Файл» > «Опубликовать в Интернете», затем нажимаем  кнопку «Опубликовать» и копируем в нужное окошко сгенерированную ссылку.

Добавим интерактивности

Можно добавить в презентацию разные виды опросов: 

  • множественный выбор;
  • выбор фотографии;
  • открытый вопрос;
  • опрос в «облаком слов» (все ответы будут отображаться на экране в виде облака);
  • оценка;
  • вопросы от слушателей спикеру;
  • мозговой штурм.

Находятся они в разделе «Question type».

Давайте обо всём по порядку.

Слайд «Multiplе Choice» предполагает опрос с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответов.

К вопросу можно прикрепить изображение (фото). По умолчанию вариантов ответа три, но можно удалить или добавить варианты. Можно пометить один или несколько вариантов ответа как правильные и в конце опроса выводить на экран верные ответы.

Дополнительная опция — таймер.

Результаты опроса можно представить на экране в трех видах: с помощью диаграмм-столбиков, с помощью круговой диаграммы и с помощью «диаграммы-пирога».

Кроме того, есть ещё несколько дополнительных настроек. Выбираем нужные и отмечаем их «галочкой».

Похожим образом «работает» слайд под названием «Image Choice». В этом шаблоне фотографии и изображения можно прикреплять не только к вопросу, но и к ответам. Настройки такие же, как и в случае с «Multiplе Choice».

С помощью шаблона «Open Ended» можно задать аудитории открытый вопрос, на который они будут отвечать со своих смартфонов.

Результаты опроса можно представить в виде сетки (Grid) или в порядке поступления, один за другим (One by One). Можно добавить к вопросу описание и прикрепить дополнительные поля для отвечающих, от которых может требоваться назвать имя (Name), адрес электронной почты (Email), загрузить аватар или эмоджи (Avatar). Поле может быть обязательным для заполнения и факультативным.

Результаты опроса можно представить в виде сетки (Grid) или в порядке поступления, один за другим (One by One).

И в придачу — несколько дополнительных настроек.

Вот мы и добрались до очень интересного шаблона — «Word Cloud» (Облако слов). Это слайд для опроса, в ходе которого все ответы участников будут формировать одно общее облако слов. Достаточно задать вопрос, прикрепить к нему изображение и определить количество слов в ответах участников. Настройки шаблона такие же, как и у «Open Ended».

Шаблон «Scale» даёт возможность участникам оценить какие-либо утверждения по шкале от 1 до 5. 

Для начала указываем вопрос и составляем список утверждений для оценки. 

Затем вписываем критерии оценки, где 1 значит «совсем не согласен», а 5 — «полностью согласен». Если необходимо, можно добавить несколько срединных значений, например, прописать, что означают оценки 2,3,4.

Кстати, шкалу можно расширить и самостоятельно установить максимальное значение, и тогда участники будут оценивать утверждения по шкале от 1 до 10, от 1 до 20 и т.д.

В заключение можно установить таймер и добавить несколько настроек.

Шаблон слайда «Q&A» даёт возможность зрителям задать вопросы спикеру. Обычно этот слайд ставят последним в презентации. Ведущий может добавить на экран побуждение к действию, описание возможности, отрегулировать анонимность и приватность вопросов.

Название шаблона «Brainstorm» (Мозговой штурм) говорит само за себя: автор презентации задаёт аудитории тему для размышления, а потом на слайде собирает все варианты ответов. 

Но это ещё не всё. За каждый вариант ответа можно будет проголосовать и выбрать лучший вариант. 

Так выглядит окошко для создания слайда для мозгового штурма. Немного похоже на вариант с открытым вопросом.

Мой пример — небольшая презентация «Весёлые памятники героям фразеологизмов». Она в режиме просмотра, поэтому поотвечать на вопросы или проголосовать не получится. Но получить общее представление всё-таки можно.

Создаём викторину, или квиз

Почему-то слово «викторина» создатели интерактива нынче не жалуют. На смену этому выражению пришло иностранное — «квиз». Итак, что в арсенале у сервиса для создателей квизов?

В разделе «Quiz and games» представлено три шаблона. Значит, в викторине можно задать три вида вопросов: вопрос с выбором правильного ответа (Pick Answer), вопрос с выбором изображения (Pick Image), открытый вопрос (Type Answer), случайный вопрос (Spinner Wheel), игры «Найти пару» (Match pairs) и «Расставь по порядку» (Correct Order).

Давайте посмотрим все варианты.

Шаблон «Pick Answer» работает так: задаём вопрос, даём варианты ответов (по умолчанию — три, можно удалить или добавить), отмечаем правильный ответ (правильных ответов может быть и несколько).

А ещё настраиваем таймер (по умолчанию на ответ дается 25 секунд), , определяем количество баллов за каждый ответ: минимально и максимально (по умолчанию — от 50 до 100).

В итоге участники на экране видят правильный ответ и таблицу лидеров, правильно ответивших на вопрос. 

Шаблон «Pick Image» похож не предыдущий. Проще говоря, всё то же самое, только с картинками.

Шаблон «Type Answer» нужен для того, чтобы задавать открытые вопросы. Указываем вопрос, даём правильный ответ, а также продумываемвсе возможные ответы, которые будут приниматься (например, написание со строчной и прописной буквы, слова-синонимы и т.д.). За открытые вопросы тоже назначаются баллы, а в итоге можно показывать таблицу лидеров.

Очень интересный шаблон — «Spinner Wheel». В центре слайда находится колесо, вращение которого можно запустить. На секторах колеса написаны вопросы. Участники викторины отвечают на вопрос, который выпадает случайным образом. 

Вопросы на колесо добавляются прямо на слайде: колесо небольшое, поэтому вопросы подойдут только самые короткие. 

В поле справа есть и другой вариант использования колеса: записываем вопрос, который будет отображаться на слайде вверху, а на колесе располагаем имена участников или названия команд. Так колесо может «выбирать» того, кто будет отвечать на вопрос.  

Есть функция автозаполнения колеса именами участников. 

Шаблон «Match Pairs» конструирует игру «Найти пару». Для этого заполняем соттветсвующие графы шаблона, формируя пары. Всего можно создать до четырёх пар. Сервис их перемешает и выведет на экран и смартфоны участников.

Игра «Correct Order» чем-то похожа на предыдущую: заполняем графы утверждениями, располагая изх в нужном порядке. А сервис всё перемешивает и выводит на экран и смартфоны участников. Нужно всё расставить по местам. 

Вот мой набросок — викторина по сказке Юрия Олеши «Три толстяка» (режим предварительного просмотра). Конечно, она лучше выглядит в режиме реального времени, но общее впечатление от просмотра получить всё-таки можно. 

Настройки

Закончив работу над презентацией или викториной, стоит заглянуть в раздел «Settings», чтобы настроить ещё несколько полезных опций. 

В разделе «Audience admission» указываем, какую информацию мы будем собирать у участников презентации: имя, название организации, адреса электронной почты. Собранная информация будет храниться в виде таблицы во вкладке «Results».

Раздел «Branding» мы пропустим — это платная опция. Перейдём к разделу «Q&A with your students». Здесь мы указываем, как именно можно задать вопросы спикеру, могут ли участники видеть вопросы друг друга, возможны ли анонимные вопросы.

В разделе «General quiz settings» находятся настройки викторины: чат, 5-секундный обратный отсчёт и другие интересные опции. 

В разделе «Language» устанавливаем язык презентации (викторины) и фильтр на ненормативную лексику.

В разделе «Who takes the lead» устанавливаем, как участники будут отвечать на вопросы: либо их будет запускать ведущий, либо каждый будет работать в своём темпе и запустит викторину самостоятельно.

Ну и наконец, в дополнительных настройках (Other settings) можно скрыть инструкцию по присоединению к игре (презентации), сделать ссылки кликабельными и выбрать возможные реакции, которые участники смогут оставлять к слайдам. 

Как проходит игра (презентация)?

Всё очень просто. Ведущий запускает презентацию или игру нажатием клавиши «Present» и раздаёт участникам код, QR-код или ссылку для присоединения. Код презентации или игры транслируется на всех слайдах, чтобы ни один участник не «потерялся». Квиз или презентация открывается на большом экране.

Участники заходят на сайт сервиса и в верхнее окошко вставляют код презентации или игры. Нажимают «Присоединиться».

Другой вариант — отсканировать QR-код или сразу же перейти по ссылке, указанной на слайде. 

Участников просят представиться и выбрать аватар для игры. После этого нужно нажать «Join the game!» (в качестве примера у нас игра).

Участники заходят в виртуальную комнату, пока инра не началась, они могут пообщаться в чате. На экране видно, сколько зрителей уже присоединилось к демонстрации. Как только все желающие подключились, ведущий запускает показ — нажимает «Start the Quiz!» (если это викторина).

Участники на смартфонах видят вопрос и варианты ответов. На экране идёт обратный отсчет времени…

Нужно выбрать правильный ответ и отправить его на проверку нажатием «Submit».

После каждого вопроса на большом экране подводятся промежуточные итоги, а в конце игры на экран выводятся имена победителей квиза.

Результаты игры сохраняются во вкладке «Results». Предыдщие ответы можно удалять перед каждым новым запуском игры. Экспорт результатов — платная опция.  

Совместная работа и распространение

Через вкладку «Invite» можно пригласить соавторов для совместного редактирования инры или презентации — по адресу электронной почты. 

Чтобы поделиться полученной работой, выбираем вкладку «Share» вверху справа. Здесь можно скачать QR-код и получить ссылку для приглашения участников. Есть также ссылка для предварительного просмотра презентации или викторины.